ИННОКЕНТИЙ
Том XXIII , С. 14-17
опубликовано: 6 января 2015г.

ИННОКЕНТИЙ

(Нечаев; 1722, Москва (?) - 24.01.1799, С.-Петербург), архиеп. Псковский и Рижский. Сын «дворового человека» Нарышкиных. В 1754 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию и был оставлен в ней учителем риторики, позже стал профессором философии. В 1758 г. в Заиконоспасском московском мон-ре принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха, назначен проповедником академии. С авг. 1759 г. префект академии. 8 авг. 1761 г. в академию были назначены новый префект и ректор, а И. переведен настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря и ректором Новгородской ДС. Из-за болезни назначение не принял. Поселился в Троице-Сергиевой лавре и 17 сент. 1761 г. был определен ее наместником. Участвовал в подготовке встречи имп. Екатерины II, посетившей лавру в окт. 1762, в первый месяц после коронации.

Иннокентий (Нечаев), архиеп. Псковский и Рижский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА)Иннокентий (Нечаев), архиеп. Псковский и Рижский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА)23 февр. 1763 г. в Москве в большой придворной церкви Головинского дворца И. был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского митр. Димитрия (Сеченова). Стал последним архиереем с таким титулованием. Хиротонию в присутствии императрицы возглавил митр. Димитрий. Получил в управление Варлаамиев Хутынский мон-рь, но будучи привлечен имп. Екатериной II к законотворческой деятельности, чаще проживал в С.-Петербурге. 28 мая того же года И. был назначен епископом Тверским и Кашинским. В июне 1763 г. имп. Екатерина II, возвращаясь из Москвы в С.-Петербург, проезжала через Тверскую епархию. Епископ выехал встречать ее в с. Городня, предоставил для остановки загородный архиерейский дом, т. к. царский путевой дворец в Твери сгорел; 16 июня сопровождал ее до с. Медного.

29 окт. 1763 г. возглавил Псковскую и Нарвскую епархию. 26 фев. 1764 г. по Указу о духовных штатах в связи с изъятием из ведения Псковского архиерея Эстляндии, отошедшей к С.-Петербургской епархии, переименован епископом Псковским и Рижским. В июле 1764 г. во время недельного визита имп. Екатерины II находился в Риге. Реорганизовал Рижское духовное правление, ввел в его штат 2 священников: для наблюдения за военными и «светскими» церквами. 16 янв. 1766 г. назначен членом Святейшего Синода, 20(22) сент. 1770 г. возведен в сан архиепископа.

В окт. 1774 г. И. через посредничество Г. А. Потёмкина как «благонадежного предстателя к высокомонаршему лицу» испрашивал прибавки жалования. 13 мая 1780 г. встречал в Пскове имп. Екатерину II, направлявшуюся в Могилёв. 14 мая императрица присутствовала на литургии в псковском Троицком кафедральном соборе. Затем И. выехал в Полоцк, где 19 мая того же года снова приветствовал императрицу. В ризнице Троицкого собора до нач. 20-х гг. XX в. хранилась панагия с аметистами и бриллиантами, пожалованная И. имп. Екатериной II. 29 окт. 1783 г. проповедовал на открытии наместничества и присутственных мест в Риге.

Первые годы управления И. Псковской епархией совпали с секуляризацией церковных имений, закрытием мн. малых мон-рей; только во Пскове - Успенского на Полонище, Илиинского на Запсковье, Нововознесенского, Воскресенского со Стадища, Любятовского, Гремячского во имя св. бессребренников Космы и Дамиана. В 70-80-е гг. XVIII в. территория Псковской епархии значительно расширилась за счет присоединения Порховского и Великолуцкого уездов из Новгородской епархии, Торопецкого у.- из Смоленской, Невеля и Полоцка - при первом разделе Польши (1772-1773), в то время как сев. часть Псковской земли (Гдовский у.) была передана С.-Петербургской епархии. В новые границы епархии вошел, в частности, Никандров в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь, прп. Никандр стал повсеместно чтиться как «Псковский чудотворец». Архиерею пришлось заново создавать систему управления епархией, к-рая увеличилась в размерах более чем в 2 раза. Для упорядочения быта и службы приходского духовенства и монашествующих И. разработал множество инструкций. В 1786 г. издал роспись приходов Пскова: из 50 церквей статус приходских сохранили 17, остальные стали приписными. При И. города Псковской губ. получили регулярную планировку, в уездных центрах построены каменные соборы: Преображенский в Опочке (1795), Троицкий в Острове (1790). По благословению И. были также построены и освящены каменные храмы в Лифляндской губ.: Екатерининский в Пернове (ныне Пярну, Эстония; 1769), Успенский в Дерпте (ныне Тарту, Эстония; 1783), Петропавловский собор в Риге (1786), а также церкви в Аренсбурге (ныне Курессааре, Эстония) (1784-1790), Верро (ныне Выру, Эстония) (1788-1792) и др. В Риге, Изборске, Острове, Гдове, Опочке, Новоржеве появились духовные правления.

Особое внимание И. уделял духовному образованию: организовал катехизические беседы в Космодамиановской, Михаило-Архангельской и Успенской Пароменской церквах, ввел новые предметы (в т. ч. нем., франц., польск. языки, нотное пение) в программу Псковской ДС, разрабатывал планы занятий, посылал в семинарию учебники и книги (только в сент. 1779 он приобрел для семинарии труды М. В. Ломоносова, 180 книг по философии, 30 - по географии), временами сам проверял сочинения учеников. Для подготовки преподавательских кадров регулярно направлял лучших учеников в Троицкую семинарию (с 1792 г. в Александро-Невскую) в С.-Петербурге. По распоряжению И. в 1770 г. был назначен особый духовник для воспитанников, с 1775 г. преподавание богословия и философии велось на рус. языке.

Архиеп. Иннокентий (Нечаев). Чин исповедания отроком. М., 1769. Л. 1. (РГБ)Архиеп. Иннокентий (Нечаев). Чин исповедания отроком. М., 1769. Л. 1. (РГБ)Более чем 2-кратное повышение в 1779 г. «экономических сумм», отпускаемых на содержание семинарии, позволило И. открыть «сиротскую школу» и улучшить организацию учебного процесса в Псковской ДС. Во время своего визита 15 мая 1780 г. императрица выделила 1 тыс. р. «на заведение городской школы», 500 р.- на семинарию, по 150 р. в псковский Мирожский, псковский Снетогорский, псковский в честь Вознесения Господня и псковский во имя св. Иоанна Предтечи мон-ри. В связи со значительным ростом территории епархии в 1780 г. в Невеле и в 1788-1789 гг. в Полоцке, Торопце и Вел. Луках были открыты «низшие духовные училища», лучшие ученики которых зачислялись в соответствующие классы семинарии. 3 апр. 1780 г. И. предписал Псковской духовной консистории обучать чтению и письму детей священнослужителей. В 1786-1792 гг. в созданных в городах губернии сети народных уч-щ преподавать в них, по благословению И., стали 12 воспитанников Псковской ДС. В 1789 г., находясь во Пскове, И. присутствовал на открытом испытании в главном народном уч-ще (учреждено 22 сент. 1786) и устроил «особое по сему случаю торжество».

При И. в Псковском кремле дважды случались пожары: в 1770 г. (сгорела крыша на соборе и приделах; от императрицы И. получил на ремонт 15 тыс. р.) и в 1788 г. (сгорели купол, колокольня, здание семинарии, деревянный архиерейский дом, к-рый не был отстроен вновь; в итоге Псковские архиереи лишились резиденции в кремле). 12 июня 1776 г. императрица выделила владыке 8,8 тыс. р. на исправление семинарского дома и 4 погоревших церквей. После пожара здание семинарии было быстро восстановлено, построены хозяйственные флигели.

Более 30 лет И. оставался бессменным членом Святейшего Синода, жил в основном в С.-Петербурге. Перед открытием в 1767 г. Комиссии о сочинении нового Уложения имп. Екатерина II поручила доверенным лицам познакомиться с ее Наказом, составленным для руководства Комиссии, и указать на лишние и не соответствующие условиям рус. жизни статьи. От духовенства к этой работе были привлечены еп. Тверской Гавриил (Петров), И. и настоятель Троице-Сергиевой лавры архим. Платон (Левшин). Они подготовили отзыв, в к-ром осторожно высказались за сохранение гражданского наказания за религ. проступки, представили проект реформы духовно-учебных заведений (основным автором проекта, к-рый остался неосуществленным, считается еп. Гавриил).

Все трое как члены Синода нередко вместе участвовали в богослужениях. Так, 15 сент. 1770 г., когда в С.-Петербурге по случаю победы над тур. флотом совершалось поминовение имп. Петра I как «основателя морских Российских сил», служение панихиды в Петропавловском соборе в присутствии императрицы возглавил архиеп. С.-Петербургский Гавриил, литургию - И., а проповедовал архим. Платон. 29 сент. 1773 г. в Казанской (Богородице-Рождественской) ц. на Невском проспекте И. молился при совершении архиеп. Гавриилом таинства венчания наследника государя Павла Петровича и государыни Наталии Алексеевны и произнес после этого проповедь. 30 авг. 1790 г. И. сослужил митр. С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) за первой литургией в новоосвященном Троицком соборе столичного Александро-Невского мон-ря в присутствии императрицы.

Екатерина II в соч. «Антидот» (1770), опровергая «клевету на непросвещенность русского духовенства» франц. аббата Ж. Шаппа д'Отроша в кн. «Voyage en Siberie» (1768), ссылалась на образцовую деятельность И., архиепископов Гавриила и Платона. Преосвященные И., Гавриил и Платон до 2-й пол. 70-х гг. XVIII в., по характеристике Б. В. Титлинова, «вместе составляли основное синодское ядро, доминирующее и по своему положению, и по влиянию и связям, и по знакомству с синодскими делами, и, наконец, по дарованиям». Они руководствовались «строгой законностью и справедливостью», а не «рознью черного и белого духовенства» (Вопреки веку Просвещения. М., 2000. С. 127, 131).

21 окт. 1783 г. при открытии Российской академии И. был провозглашен ее почетным членом. Принимал активное участие в работе по составлению 1-й части Словаря Академии Российской (СПб., 1789), всех частей словопроизводного словаря и в разработке плана толкового словаря славянорус. языка. В апр. 1796 г. императрица пожаловала И. бриллиантовый крест на клобук. Наследовавший ей имп. Павел I также благоволил И. Архиерей был награжден орденом св. Александра Невского (11 дек. 1796), командорством (1797). Император увеличил содержание монашествующих и архиерейского дома (18 дек. 1787). 26 февр. 1797 г. И. в присутствии имп. Павла I заложил новую имп. резиденцию в столице - Михайловский замок с ц. во имя арх. Михаила. 15 марта 1797 г. И. освятил ц. во имя свт. Павла Исповедника в Морском корпусе на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (Павел I взошел на престол в день памяти св. Павла).

И. был широко известен своими проповедями, в которых отмечали «сближение требований религии с существом человеческого разума и естественного чувства, или, говоря его словами, голоса Бога с голосом человечества» (Сухомлинов. 1874. С. 185). Большинство из них не опубликованы, о чем сокрушался, в частности, Н. И. Новиков. Архиерей состоял в дружеских отношениях с преосвященными Афанасием (Ивановым), Арсением (Верещагиным) и Гавриилом (Петровым).

9-11 окт. 1798 г. имп. Павел I удовлетворил прошение И. о выходе на покой «за слабостью и оскудением сил», назначив ему пенсию, равную штатному жалованию, и оставив «для всегдашнего его пребывания» Псковское подворье в С.-Петербурге. Последние месяцы жизни И. провел под одной кровлей с митр. Гавриилом в Александро-Невской лавре, где и скончался. После кончины И. архив и б-ка архиерея поступили в Псковскую ДС. По просьбе митр. Гавриила И. был похоронен в лавре, в палатке-усыпальнице ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, у юж. стены. И. завещал не говорить речей при погребении. Текст эпитафии Г. Р. Державина высечен на мраморной пристенной доске над могилой И. (воссоздана в 1991): «Вития о тебе не возгласил похвал: / Глас красноречия для праведника мал!»

Арх.: РНБ ОР. Ф. 35. № 11; Ф. 1000. Оп. 1. № 992.
Соч.: Слово в день рождения имп. Екатерины II. М., 1766; Чин исповеди отроком. СПб., 1769, 1814 3; Слово в торжественный день бракосочетания их имп. высочеств… Павла Петровича и... Наталии Алексеевны // Описание торжества высокобрачного сочетания их имп. высочеств... Павла Петровича и... Наталии Алексеевны. СПб., 1773. С. 47-59 (отд. отт.: СПб., 1773); Собр. воскресных и праздничных поучений. СПб., 1775; [Слово] // Описание действия от стороны Свят. Правительствующего Синода члена, преосв. Иннокентия, архиеп. Псковского и Рижского, и его Семинарии, происходившего во время... прибытия, ея имп. величества... императрицы... всероссийския Екатерины Вторыя, во Псков. СПб., 1780. С. 9-14; Речь на пришествие ее имп. величества в Полоцк // Там же. С. 26-27; Слово на открытие наместничества в Риге. Речь при открытии присутственных мест в Риге. [СПб., 1783]; Приуготовление к смерти, или Краткое руководство, каким образом всякий христианин должен себя приуготовлять к блаженной кончине: [Пер. с лат.]. СПб., 1793; Наставление от архипастыря священнику. СПб., 1790, 1796 2; [Письмо к Г. А. Потёмкину] // РА. 1879. Кн. 3. № 9. С. 25.
Лит.: Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей ТСЛ // ЛЗАК. 1870. Вып. 4. С. 62-130, Евгений. Словарь. 1818. Ч. 1. С. 212-213; Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 46, 125-126; Князев А. С. Очерк истории Псковской семинарии от начала ее до преобразования по проекту устава 1814 г. М., 1866; Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Вып. 1. С. 61, 184-187, 379-382, 416; Ист.-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии. Рига, 1893. Вып. 1. С. 180-181, 186-187; Смиречанский В. Д., прот. Историко-стат. сб. сведений о Псковской епархии. [Вып.] 2. Остров, 1895. С. 119-123; Письмо митр. Новгородского Гавриила архиеп. Казанскому Амвросию 30 янв. 1799 г. // РА. 1895. № 3. С. 295; РБС. 1897. Т.: Ибак-Ключарев. С. 118-119; Здравомыслов К. Иннокентий (Нечаев) // ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 951-953; Лебедев А. К биографии Иннокентия (Нечаева), архиеп. Псковского // Тр. Псковского археол. об-ва. 1909-1910. Псков, 1910. Вып. 6. С. 18; Николай Михайлович, вел. кн. [Саитов В. И.] Петербургский некрополь. СПб., 1912. Т. 2. С. 273; Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митр. Новгородский и С.-Петербургский. Пг., 1916; Алексий II, Патриарх Московский. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 150, 152, 153; Вопреки веку Просвещения: Высокопреосв. Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский: Жизнь. Творчество. Кончина / Сост.: П. В. Калитин. М., 2000. С. 125-127, 131; Дмитриев А. П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Приозерск, 2001. Вып. 2. Т. 1. С. 160-209; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2003. С. 128, 177; Художественное надгробие в собр. Гос. музея городской скульптуры: Науч. кат. СПб., 2004. Т. 1: Благовещенская и Лазаревская усыпальницы. С. 60; Коломыцева Н. В. «А город помнит о судьбе своей…». Псков, 2004. С. 61-65.
А. К. Галкин, свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский